Updates from Кабир Кузнецов Toggle Comment Threads | Keyboard Shortcuts

  • Кабир Кузнецов 17:12 on 15/07/2011 Permalink | Reply
    Tags: , , перевод   

    К вопросу о переводе слова «ихсан» 

    В учебнике вероучения, по которому я учился в Московском исламском университете, соотношение ислама, имана и ихсана давалось в арабском духе: когда ислам, иман и ихсан упоминаются вместе, они означают предписания, веру и искренность, а когда любой из этих терминов упоминается отдельно, он означает их совокупность: «если эти три понятия упоминаются вместе, то каждое из них приобретает конкретное, присущее ему значение. В таком случае под исламом понимаются обряды, совершаемые телом; под верой — убеждения и деяния, которые совершаются в душе; под ихсаном — наивысшая степень набожности и религиозности. Если же ислам упоминается в отдельности, то он включает в себя и веру. Точно так же, если вера упоминается в отдельности, то она включает в себя и ислам, и если ихсан упоминается в отдельности, то он включает в себя ислам и веру».

    Более доступный традиционной логике подход использован в статье ислам создаваемого Исламского словаря: «ислам как религия состоит из веры (иман), соблюдения предписаний (ислам) и чистосердечия, или искренности (ихсан)». Он согласуется и с употреблением этих слов в русском языке: когда мы говорим, например, об увеличении и уменьшении веры, мы не имеем в виду, что обряды, совершаемые телом, увеличиваются или уменьшаются.

    Однако остановимся на другом: насколько сложен для перевода термин ихсан. Соответствующий производящий глагол в I породе означает ‘быть хорошим’, а в IV породе, от которой и образовано слово ихсан, — ‘делать превосходно; совершать благодеяние’. Делать. Совершать. То есть ихсан — это, конечно, наивысшая степень религиозности, безусловно. Но столь же безусловно, что ихсан с необходимостью подразумевает активность, делание, труд. В русских словах, используемых для перевода слова ихсан, — добродетель (цитированный учебник вероучения), чистосердечие, искренность (цитированный Исламский словарь) — активности нет. Это обозначение личностных черт, но не поступков. Встречались мне и другие варианты: совершенство, безупречность, милосердие — очевидна та же проблема.

    В качестве решения рискну предложить неологизм: добродеятельность.

     
    • Фарид 20:05 on 18/07/2011 Permalink

      Ассяляму алейкум ве рехметуллах!
      В принципе я соглашусь, что ихсан может означать добродеятельность. В переводах Корана можно встретить именно такой перевод к слову мухсинин — творящий добро. Таких аятов много.

    • Муслим 02:09 on 19/07/2011 Permalink

      Слова добродеятельность нет в русском языке.
      Если уж вводить неологизм, давайте так и введём: ихсан.

    • Кабир Кузнецов 10:54 on 19/07/2011 Permalink

      @Муслим
      Неологизм — это и есть слово, которого ранее не было в языке.
      А слово «ихсан» вводить не нужно: оно и так употребляется в исламской литературе.

    • Абдурахман 08:26 on 21/07/2011 Permalink

      А ввести неологизм это простое дело? Думаю пока правильней будет употреблять или само слово «ихсан» или словосочетание «совершение благого». Но конечно лучше было бы одним словом передать смысл.

  • Кабир Кузнецов 21:24 on 31/12/2009 Permalink | Reply  

    1431 год хиджры: мусульманские даты 

    Мусульманские праздники

    День разговения = Ураза-байрам = ‘Ид аль-фитр
    1 шавваля
    Предписано совместное празднование, гости, веселье. Каноническая продолжительность праздника — три дня: от магриба последнего дня рамадана до магриба третьего дня шавваля. В первый день праздника поститься запрещено (харам).
    В текущем году первый день праздника — 1 шавваля 1431 г. х. = 9 сентября 2010 г.

    День жертвоприношения = Курбан-байрам = ‘Ид аль-адха
    10 зу-ль-хиджжа
    Предписано принесение жертвы в память об испытании Ибрахима (мир ему); совместное празднование, гости, веселье. Каноническая продолжительность праздника — четыре дня: от магриба 9-го дня до магриба 13-го дня. Все дни праздника поститься запрещено (харам). Приносить жертву разрешается от фаджра 10 зу-ль-хиджжа до ‘асра 13 зу-ль-хиджжа.
    В текущем году первый день праздника — 10 зу-ль-хиджжа 1431 г. х. = 16 ноября 2010 г.
    (More …)

     
    • ELF 16:04 on 01/01/2010 Permalink

      Не понятно выражение «Традиционно считается». Кем считается и когда началось считатся

    • Аслам Эжаев 20:12 on 01/01/2010 Permalink

      Это риторический вопрос? Или действительно интересуетесь?

    • ELF 00:07 on 02/01/2010 Permalink

      «Вменять в обязанность то, что не предписано Шари‘атом — запрещено (харам)». А вводить в традиции то, на что нет довода в Сунне, разве не является нововведением? Ведь празднование григорианского Нового года для многих людей тоже является доброй, хорошей традицией

    • Аслам Эжаев 14:37 on 02/01/2010 Permalink

      Для меня фраза «Канонических предписаний нет» означает, что на это нет довода, и меня это не касается. Здесь нет оценок, только констатация факта. Традиция на данной территории какое-то время назад появилась, но она является нововведением. И так было всем всё понятно. Разве нет?

    • ELF 01:41 on 03/01/2010 Permalink

      Может быть это мое субъективное ощушение, но из текста статьи не складывается впечатление осуждения подобных «традиций», а наоборот говорится о достоинствах совершения доп. намазов, вознесение ду‘а, приуроченных к определенным датам. Насчет запрета вменения в обязанность того, что не предписано Шари‘атом, так это любые доп. поклонения нельзя вменить в обязанность.

    • Salama 01:10 on 04/01/2010 Permalink

      Ассаламу алейкум.
      Брат Асламбек, не стоит отвечать на замечания ко всем авторам, в данном случае критика не в ваш адрес.

  • Кабир Кузнецов 18:54 on 16/12/2009 Permalink | Reply  

    Новый год по хиджре 

    Закончился 1430 год по хиджре. Наступление нового года — хороший повод вспомнить, что было сделано, что упущено. К этому моменту можно приурочить выплату закята и соблюсти таким образом один из столпов ислама. А ещё хорошо вспомнить один из драматичных моментов жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — переселение из Мекки в Медину, ведь точкой отсчёта нашего календаря стала именно Хиджра.

     
    • Аслам Эжаев 19:19 on 16/12/2009 Permalink

      Вспомнил 1428 год, попробовали тогда выпускать газету «УММА». Сейчас нашёл, почитал. Материалы, и даже некоторые объявления, и сегодня актуальны. Скачать 1-й номер можно по ссылке http://sunna.biz/ftp4us/aslam/ummah_newspaper_1.indd.pdf

    • Natalia 22:49 on 21/12/2009 Permalink

      Постановление о поздравлении с новым годом по Хиджре
      Вопрос: Каково шариатское постановление по поводу поздравления с новым хиджрийским годом, выраженное словами: «Всего вам хорошего в новом году», либо другими словами, а так же посылая смс-сообщения с подобными пожеланиями?
      Ответ: Хвала Аллаху. Шейха Мухаммада ибн Солиха аль-Усеймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Каково шариатское постановление на счет поздравления с новым хиджрийским годом, и что нам отвечать поздравляющему?»
      Шейх ответил: «Если кто-то поздравил тебя, то ответь на его поздравление, однако я считаю, что не нужно самому начинать поздравлять. Допустим, кто-то сказал тебе: «Поздравляем вас с новым годом». Ответь ему: «Да обрадует вас Аллах благом и сделает этот год для вас благостным».
      Но повторюсь, что не надо самому начинать кого-то поздравлять, потому что я не знаю, чтоб что-то подобное пришло от наших праведных предшественников. Начало года с месяца Мухаррам было взято мусульманами лишь в период правления Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах». Ответ на вопрос под номером 835 «Маувсуа ал-ликъа аш-шахрий». Издательство «Мактаб ад-даува ва аль-иршад би-Унейза».

      Сказал Шейх Абд аль-Карим аль-Худейр по поводу поздравлений с новым хиджрийским годом: «Нет проблемы в мольбе за верующего в любом виде, и по какому-либо поводу, конечно если произнесший мольбу не считает её поклонением, именно в выраженной им формулировке. Тем более, если целью этого поздравления является любовь, радость, тепло и приветствие, обращенное к верующему. Однако начинать подобное поздравление не является Сунной, за которой нам приказано следовать, так же как это не является тем, что нам запрещается».
      Информация взята с сайта:
      http://sawabtv.com/index.php?option=com_content&task=view&id=751&Itemid=1

  • Кабир Кузнецов 22:28 on 24/09/2009 Permalink | Reply
    Tags: история ислама,   

    Исламская история 

    Сегодня начал работу блог «Исламская история» — новый сайт, входящий в комплекс «Fajr.ru | Наука и религия». Задача первого этапа жизни нового сайта — вспомнить все важные даты истории ислама в режиме «в этот день в таком-то году», причём даты учитываются и по григорианскому летосчислению, и по хиджре. Начали с Хиджры нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

    Приглашаются к сотрудничеству знатоки истории.

     
    • Vasya 02:12 on 25/09/2009 Permalink

      assalamu aleikum. ranshe , goda dva nazad, Said Abu Saad nachal vesti interesnuyu rubriku, podobnuyu etoy. korotko i poznavatelno. ne tak utomitelno, kak prosto sidet i 3 chasa «Hronologii» Ali-Zade chitat))
      pochemu bi ne «vozrodit» rubriku?)

    • Аслам Эжаев 13:03 on 25/09/2009 Permalink

      Ва алейкум ас-салам. Транслитом тоже, наверное, пользоваться утомительно?

    • Vasya 23:51 on 28/09/2009 Permalink

      хорошо, иншаАллах, учту в будущем.
      а вопрос по поводу старой рубрики игнорируется, я так понял?

    • Аслам Эжаев 07:45 on 29/09/2009 Permalink

      ДжазакАллах хайр! С рубриками (этой и любой другой) всё упирается в редакторов. Была у меня идея — этот день в истории ислама. Решили начать хотя бы с годов от первого года хиджры, сразу прописывая теги по месяцам. Теперь опять вести рубрику некому.

  • Кабир Кузнецов 01:10 on 21/08/2009 Permalink | Reply
    Tags:   

    Наступает рамадан 

    Поздравляю всех братьев и сестёр с началом рамадана!
    …в какой бы день вы, братья и сёстры, ни начинали поститься.
    (More …)

     
    • Аслам Эжаев 11:20 on 21/08/2009 Permalink

      Ва алейкум ас-салям! Из двух зол выбираю меньшее, во избежании фитны начал поститься и иншаАллах праздновать буду с московскими мусульманами.
      На рсс подписался, давно ждал :) ДжазакАллах хайр.

    • Muslim 12:46 on 21/08/2009 Permalink

      Вчера был в мечети, сказали что луну не увидели. И в Мекке тоже.

    • muslim 15:54 on 21/08/2009 Permalink

      Ва алейкум ас-салям! Во избежание фитны также решил прислушаться к решению Совета муфтиев России. Будем праздновать вместе, ИншаАллах.

    • Кабир Кузнецов 16:09 on 21/08/2009 Permalink

      Аслам
      Ва ийяк.

    • Кабир Кузнецов 16:14 on 21/08/2009 Permalink

      muslim
      Инша-Аллах. :)

    • Мурад 00:46 on 27/08/2009 Permalink

      Салам

  • Кабир Кузнецов 21:56 on 01/08/2009 Permalink | Reply
    Tags: время намазов   

    Prayer Times, гаджет для iGoogle 

    На сайте «Технология и религия» сделан краткий разбор гаджета, определяющего время намазов.

     
    • Аслам Эжаев 10:56 on 02/08/2009 Permalink

      Ас-саляму алейкум. Установил, со временем Аср и Иша понятно. Но показывать только время восхода солнца…

    • Кабир Кузнецов 11:12 on 03/08/2009 Permalink

      Ва ‘алейкум ас-салям
      Гаджет указывает следующее:
      Fajr (sunrise: 5:35 am) 5:35 am
      Да, время одинаковое; выглядит странно. Однако эта странность — по той же причине, по какой странность с ‘иша. Когда закончится период белых ночей, будет что-нибудь вроде:
      Fajr (sunrise: 8:07 am) 5:58 am

  • Кабир Кузнецов 22:48 on 14/07/2009 Permalink | Reply
    Tags: приёмы работы, программы   

    Иллюстрации, текст и редактор 

    Супруга моя работает с книгой, задание к которой частично сделано в виде документа Word со вставленными илюстрациями. Это больная тема: «картинки в doc’е» — источник негативных эмоций большинства дизайнеров. В рамках сайта «Технология и религия» сделана попытка сгладить остроту проблемы — даны советы обеим сторонам.

     
c
compose new post
j
next post/next comment
k
previous post/previous comment
r
reply
e
edit
o
show/hide comments
t
go to top
l
go to login
h
show/hide help
shift + esc
cancel