Мусульманские богословы запрещают выщипывать волосы на бровях.
Передают, что Ибн Мас‘уд рассказывал со слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают волосы на лице и которым выщипывают их; которые обтачивают зубы для красоты и изменяют творение Аллаха». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В нем упомянуты женщины, ведь именно они, как правило, совершают перечисленные поступки. Несмотря на это, запрет на выдергивание бровей, нанесение татуировок и обточку зубов распространяется как на женщин, так и на мужчин.
Некоторые ученые понимали данный хадис буквально, запрещая женщинам удалять даже те волосы, которые растут на щеках и подбородке. Ат-Табари писал: «Женщине не разрешается изменять тот внешний вид, который ей придал Аллах, добавляя или удаляя что-либо с намерением приукраситься для мужа или для кого-либо другого. Женщине со сросшимися бровями не разрешается удалять волосы на переносице, полагая, что это придаст ее лицу сияние, или наоборот. Если у нее есть лишний зуб, то ей запрещается удалять его, а если один из зубов слишком длинный, то его не разрешается срезать. Нельзя выщипывать волосы, растущие на щеках, над верхней губой, под нижней губой и т.п. Все это запрещено и относится к изменению того, что создал Аллах. <…> Исключением является то, что причиняет вред человеку или доставляет ему неудобство, например, если лишний или слишком длинный зуб мешает принимать пищу».
Известно, что Ибн Мас‘уд запрещал выщипывать волосы со лба. Шейх аль-Албани запрещал выщипывать волосы между бровями. Однако многие богословы разрешали женщинам удалять волосы, растущие на лбу, переносице, щеках, подбородке и других местах, на которых волосы обычно не растут. Ан-Навави писал, что поступать так не только не запрещено, но и желательно.
По поводу сбривания или подстригания волос на бровях богословы тоже высказывали разные мнения. Одни запрещали это категорически, а другие считали это нежелательным. Мы считаем, что верующие женщины должны избегать этого ради Аллаха и не подражать неверующим, которые навязывают людям свои критерии красоты. Поступая так, человек искажает облик Божьего творения и повинуется сатане, который пообещал Всевышнему: «Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха» (Коран, Сура Ан-Ниса, 119 аят). Поэтому сбривать или подстригать волосы на бровях разрешается только тогда, когда в этом есть необходимость, например, если они мешают видеть. А лучше всего об этом известно Аллаху .
Э.Кулиев
15 января 2007 г.
Ассаламу алейкум варахьматуллахи вабаракатуху! Разрешается ли сбривать волосы на ногах?
Комментарий by Мубарик — 31/01/2010 @ 22:09
Ва алейкум вс-салам!
Слова: «которые выщипывают брови и которым выщипывают брови» звучат так: «ан-Намисат уаль-мутанамисат».
В хадисе употребляется слово «ан-намс», в определении которого ученые разошлись, что и послужило причиной разногласий в этом вопросе.
Первое мнение состоит в том, что речь идет об удалении волос именно с бровей. Так говорил имам Абу Дауд в своем сборнике, после упоминания приведенного выше хадиса. Он говорил: «Намиса — эта та, которая удаляет брови».
И этому мнению отдали предпочтение ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. И по этой причине они дозволяли удалять даже волосы между бровей, опираясь на то, что запрет пришел только на удаление именно бровей! См. «Фатауа аль-Ляджна» 5/197.
Второе мнение заключается в том, что под словом «ан-намс» речь идет об удалении волос со всего лица, а не только бровей!
Имам Ибн аль-Асир сказал: «Намиса — это та, которая удаляет волосы с лица». См. «ан-Нихая» 5/185.
И это также мнение многих знатоков арабского языка и имама Ибн Джарира.
Третье мнение состоит в том, что «ан-намс» — это удаление волос со всего тела, как об этом говорил Фауруз Абади. См. «аль-Къамусуль-мухит» 633.
И этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани, который считал, что женщинам не дозволено даже удалять бороду с лица.
Узнав обо всем сказанном и вернувшись к тому вопросу, в котором среди ученых нет разногласий, остается то, что запрещено женщинам выщипывать брови и бриться на лысо! Ведь довода нет в разногласии, а ученые разошлись в определении слова ан-намс.
Ученые постоянного комитета говорили: “Удаление женщиной волос с тела, относится изначально к требуемой от нее вещи, поскольку в этом приукрашивания себя для мужа. И нет никакого доказательства, запрещающего это, кроме запрета на ан-намс, что является удалением волос с бровей!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 17/130.
Имамы маликитского мазхаба говорили: «Женщина может удалять все волосы, удаление которых делают ее краше, и она обязана оставлять те волосы, которые делают ее краше. И по этой причине женщинам запрещено бриться на лысо!» См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 18/100.
Но исключением является выщипывание бровей, на что указывает упомянутый хадис! Однако шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что если у женщины сильно густые брови, что они даже спадают на глаза, по причине чего это утруждает женщину, она может подравнивать и подстричь слегка брови. См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» 3/866.
Имам ан-Науауи сказал: «Удалять волосы с лица женщинам запрещено, если только речь идет не о бороде или усах. Их удаление не запрещено, более того, мы считаем это желательным!» См. “Шарх Сахих Муслим” 14/106.
Это не порицается по той причине, что Аллах изначально создал женщин без бороды, а наличие у какой-либо женщины бороды, является исключением и ее недостатком, а недостатки по шариату дозволено удалять, если только нет на это явного запрета, и не является необходимостью проявления терпения и стойкости перед испытанием!
Хотел бы подытожить эту тему тем, как разъяснил этот вопрос шейх Ибн ‘Усаймин, и этому мнению отдал предпочтение также Салих аль-Мунаджид.
Оно заключается в следующем:
Шариат разделил волосы на три категории:
1. То, что запрещено трогать, как борода мужчины, бритье на лысо женщинами и выщипывание бровей.
2. То, что шариат повелел удалять, а это волосы на лобке и подмышками, как на это указывают достоверные хадисы.
3. То, относительно чего шариат умолчал. Отношение к таким типам волос зависит от выбора самого человека, если он желает, то может их оставить, а если нет, удалить. См. «Фатауа маратиль-муслима» 3/879.
Но следует также отметить, что если скажем, в удалении женщиной волос на ногах из-за красоты для мужа есть польза, то такой поступок для мужчины не будет иметь никакой мудрости и пользы.
Уа-Ллаху а’лям.
Комментарий by Islam — 02/05/2012 @ 16:49
Интересная статья)
Комментарий by Незнакомка — 26/06/2012 @ 16:45
Хочу выщипааааать!!!!!!!!!!!!! (((((((((((((((((((((( Брежнев ((((((((((((
Комментарий by Инкогнито — 02/10/2012 @ 00:55
У меня есть несколько вопросов,у меня волосы черного цвета я перекрасиласьеще 5 лет назад, в Исламе запрещенодевушкам красить волосы именно в этот цвет,почему? ведь это один из цветов Ислама. И к тому же волосы у меня по пояс,я думаю теперь полносью их убрать. Так как способ снять краску только химический. А я не хочу что бы кожа головы пострадала от хим.процедур. Следующее,Я визажист. Моя профессия,делать женщин красивыми,т.е подчеркивать их красоту. В мои обязанности входит коррекция бровей, наращивание ресниц и макияж всех видов. А сестра мастер по наращиванию ногтей(маникюр,педикюр,коррекция бровей)На сегоднящний день это наш хлеб,как мне быть после того что я узнала?И теперь я начинаю думать,что данной профессией я не смогу заниматься,так как я меняю облик женщин. Но мне нравиться делать их красивыми,уверенными в себе и счастливыми. И я люблю эту профессию. К тому же смысл тогда делать депиляцию «растительности» по телу,если брови у тебя «До свидания!» Как это все понять?Ведь женщина должна цвести,быть красивой и ухоженной в наше время,и при этом читать намаз или просто оставаться человечной,доброй и мудрой.Просто я замуж выхожу за человека который совершает 5ти кратный намаз.У них почти все женщины покрыты. У меня в голове путаница. Я конечно понимаю что мы все умрем,и этот мир временный приют. Но ведь быть красивой и кушать хочется. И еще я катеогрический против Татуажа,пирсингов,татуировок. Я просто удаляю и придаю аккуратную форму,Это ведь эстетика.
Комментарий by Samal — 03/06/2013 @ 14:00
Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху, я раньше выщипывала брови, а теперь оставила это, но у меня волосы стали расти гораздо ниже линии бровей видимо когда мне выщипывали выдирали и светлые волоски а потом они потемнели, можно ли убрать волоски растущие на веке, не изменяя при этом формы бровей, сразу оговорюсь видеть они мне не мешают но моему мужу не нравятся
Комментарий by halima — 02/09/2013 @ 02:26
спасибо очень полезная информация!!! Джазак Аллаху хайр)))
Комментарий by Дана — 04/09/2013 @ 09:24
Ассалям алейкум, а можно ли выщипывать место между бровями мужчине?
Комментарий by Ф.......... — 03/11/2013 @ 14:54
ассалям алейкум, можно ли мужчине выщипывать место между бровями?
Комментарий by Ф.......... — 04/11/2013 @ 18:54