Виды продаж, запрещённые исламом
Часть вторая
Хвала Аллаху за Его благодеяние и благодарность Ему за Его милости. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, призывавший людей к Его довольству. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и братьев по вере, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и знайте, что к запрещённым сделкам в исламе относится продажа чего-либо после второго призыва на пятничную молитву, потому что из-за этого и продавец, и покупатель опаздывают на молитву или вообще не приходят на неё. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же молитва завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (62:9–10).
Большинству мусульман знакомы эти аяты, однако они или не до конца понимают их смысл, или просто не соблюдают содержащийся в них запрет. Во время пятничной молитвы запрещается не только продавать, но и покупать, и договариваться о покупке, продаже, аренде и так далее. Таково мнение многих авторитетных учёных. А в аяте упоминается продажа как наиболее часто совершаемое действие.
Очень часто продавцы не приходят на пятничную молитву, особенно те, которые продают свой товар у дверей мечети. Имам читает с минбара пятничную проповедь, наставляя людей, а они стоят у дверей мечети и убеждают людей купить у них что-нибудь, расхваливая свой товар, и занимаются пустословием, как будто они вовсе не обязаны совершать пятничную молитву. Поступая так, они совершают сразу два греха:
1. Превращение мечети в место торговли и обогащения. Они продают свой товар во дворе мечети, а это запрещено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже велел говорить тем, кто продаёт что-либо в мечети: «Да не даст тебе Аллах прибыли!» — потому что мечеть предназначена не для торговли, а для молитвы и поклонения.
2. Продажа после призыва на молитву, поскольку в это время запрещено продавать, и на тех, кто это делает, распространяется угроза Всевышнего тем, кто не посещает пятничную молитву. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, стоя на минбаре:
«Либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает их сердца, после чего они непременно окажутся в числе небрежных» [Муслим].
Ещё одно действие, запрещённое в исламе — искусственное поднятие цен. Делается это так: человек подходит к продавцу и называет завышенную цену только для того, чтобы слышали другие люди, а не потому, что действительно желает купить товар. Люди, слыша названную им цену, начинают считать, что это — обычная цена на такой товар, и покупают его по этой цене. Чаще всего человек делает это по предварительному сговору с продавцом, которому выгодно повышение цены на его товар. Грех в таком случае ложится на обоих. Иногда продавец не имеет к этому никакого отношения, а иногда он сам взвинчивает цену, утверждая, что он купил свой товар по такой-то цене, называя при этом завышенную цену, чтобы покупатель согласился отдать за товар больше его настоящей стоимости.
Ибн ‘Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил искусственно повышать цены» [Аль-Бухари; Муслим].
Ибн Абу Ауфа сказал: «Взвинчивающий цены — вероломный пожиратель лихвы».
А аль-Бухари (да помилует его Аллах) сказал: «Взвинчивание цен — обман».
О рабы Аллаха!
Очень часто искусственно поднятие цен происходит на выставках автомобилей и на аукционах. Продавец машины договаривается с другом или знакомым, чтобы тот сделал вид, что хочет купить машину, и повышал цену, чтобы другие желающие купить её также повышали цену. Оба сговорившихся совершают запретное, и продают свою религию за преходящие блага мира этого.
К запретным видам продаж относится любая продажа, при которой остаётся неизвестным что-то из того, что должно быть известным, имеет место риск или элементы азартной игры.
Ислам запрещает эти виды продаж, именуемые гарар, защищая права людей и оберегая их имущество. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продажу с бросанием камешков и продажу-гарар [Муслим].
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Запрет продажи-гарар — одна из величайших основ в продаже, и в неё входит множество вопросов, например, продажа сбежавшего раба, продажа несуществующего, продажа неизвестного и продажа того, что человек не может передать покупателю, или того, что ещё не принадлежит продавцу. Сюда же относится продажа рыбы в море, молока в вымени, приплода скота в чреве матери и другие подобные виды продаж. Все они недействительны и не разрешены в исламе, потому что это гарар (ненадёжность, негарантированность), в котором нет никакой потребности».
Приведём несколько примеров продажи-гарар. Человек идёт в магазины, которые продают товар в рассрочку, и договаривается о покупке автомобиля или какого-нибудь прибора, которых у них нет. Затем они заключают договор, он вносит залог (задаток) или часть цены, а потом хозяин магазина покупает товар в другом месте и отдаёт его покупателю.
Ещё один пример: покупатель идёт в один из банков, которые занимаются ростовщичеством, и договаривается с ними о покупке чего-либо, затем идёт и покупает то, что ему нужно с условием, что банк заплатит магазину полную стоимость товара, а покупатель потом будет выплачивать банку его стоимость в рассрочку, в виде ежемесячных взносов. Эти и другие подобные примеры относятся к продаже-гарар и запретному ростовщичеству, и мусульманину не разрешается совершать их. Хаким ибн Хазам передаёт, что он сказал: «О Посланник Аллаха! Ко мне приходят люди и просят продать им то, чего у меня нет, чтобы я потом пошёл и приобрёл это на рынке». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавай того, чего у тебя нет» (Ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным).
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, изучайте вашу религией и будьте бдительны, и тогда вы преуспеете.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, будь доволен праведными халифами, имамами, ведомыми прямым путём, Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али, и будь доволен его семьёй и его жёнами — матерям верующих, а также остальными сподвижниками и всеми, кто последовал за ними до самого Судного дня (Аллахумма-рда ‘ани-ль-хуляфаи-р-рашидин аль-аиммати-ль-махдиййин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва-рда ‘ан алихи ва азваджихи уммахати-ль-му’минина ва саири сабихи ва ман таби‘ахум би-ихсанин иля йауми-д-дин).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, мусульманам и мусульманкам! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-муслимина ва-ль муслимат).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимин).
О Аллах, помилуй их, О Аллах, помилуй их, О Аллах, помилуй их! (Аллахумма-рхамхум, Аллахумма-рхамхум, Аллахумма-рхамхум).
О Аллах, утешь их, возврати их пропавших и исцели их больных и избавь тех из них, кого постигла беда (Аллахумма-джбур касра кулюбихим, Аллахумма рудда гаибахум ва-шфи маридахум ва ‘афи мубталяхум).
О Аллах помоги им погасить их долги! (Аллахумма-кды-д-дейна ‘анхум).
О Аллах, помилуй слабого из нас, покрой наши недостатки, прости наши ошибки и избавь нас от несчастий (Аллахумма-рхам да‘фана ва-стур ‘айбана ва-гфир заллятана ва-кшиф карбатана).
О Аллах, помилуй нас, стоящих пред Тобою! (Аллахумма-рхам вукуфана байна йадейка).
О Аллах, сделай светлыми наши лица! (Аллахумма баййид вуджухана).
О Аллах, даруй нам Твой Рай и Твоё довольство! (Аллахумма акримна би-джаннатика ва ридваник).
О Аллах, возврати мусульманскую молодёжь к их религии прекрасным возвращением! (Аллахумма рудда шабаба-ль-муслимин иля динихим раддан джамилян).
О Аллах, убереги мусульманок от всего сомнительного и от страстей, от непристойной одежды и оголения, о наш Покровитель! О Господь миров! (Аллахумма-хфаз нисаа-ль-муслимина мина-ш-шубухати ва-ш-шахавати ва мина-т-табаррудж ва-с-суфур Мауляна Рабба-ль-‘алямин).
О Аллах, будь с нами и не будь против нас, и сделай благим завершение наших дел, о наш Покровитель! О Господь миров! Поистине, Ты всё можешь! (Аллахумма кун ма‘ана ва ля такун ‘аляйна ва-хтим би-с-салихати а‘маляна Рабба-ль-‘алямин. Иннака ‘аля кулли шейин кадир).