Ummahweb Ислам, мусульмане, интернет

28/01/2011

Пятничные проповеди

Filed under: Проповеди, назидания — Метки: — La Tahzan @ 12:15

Ростовщичество: его виды и опасность, которую оно представляет для мусульманской общины
Часть первая

Хвала Аллаху, Который направил к людям Своих посланников с ясными знамениями, подкрепил их чудесами и повелел им вкушать благое. Я восхваляю Его и благодарю, приношу Ему покаяние и прошу у Него прощения. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он сказал в ясном аяте:

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:130).

И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, лучший из людей, печать посланников, который сказал в прощальном хадже:
«И ростовщичество времён невежества отменено, и первое ростовщичество, которое я отменяю — ростовщичество моего дяди ‘Аббаса ибн ‘Абду-ль-Мутталиба».
Да благословит Аллах и приветствует его самого, благородных членов его семьи и всех, кто последовал за ними в благодеянии.

О люди! Я наказываю и вам, и самому себе бояться Всевышнего Аллаха, как завещал наш Господь первым и последним из нас:

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (4:131).

Богобоязненность — спасение и преуспеяние, счастье и спокойствие. Она побуждает своего обладателя ко всякому благу и защищает его от любого зла:

«Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду» (65:5).

О рабы Аллаха! Ислам — религия прямого пути, и он побуждает нас вкушать благое, отдаляться от сомнительного и запретного и стараться, чтобы наши пища и питьё были благими и дозволенными. К сожалению, сегодня многие люди не обращают на это внимание. Они гонятся за преходящими мирскими благами, охваченные непреодолимой жадностью, и их не волнует, запретное или дозволенное они приобретают. Сбылось предсказание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Настанут такие времена, когда человеку будет всё равно, откуда приобрёл он своё имущество — из дозволенного или из запретного» [Аль-Бухари].
Величайшая беда современности в том, что люди привыкли к ростовщичеству и уже перестали считать его чем-то предосудительным. Они занимаются ростовщичеством сами и обращаются к тем, кто занимается ростовщичеством. Ростовщичество проникло в куплю и продажу.
О рабы Аллаха! Ростовщичество относится к числу строго запрещённых действий и величайших грехов. Оно стирает благословение и заставляет человека уклоняться от Истины. Тексты Корана и Сунны, а также высказывания сподвижников, представителей заставшего их поколения и учёных мусульманской общины до сегодняшнего дня указывают на запретность ростовщичества и содержат предостережение от него. Всевышний Аллах повелел мусульманской общине оставить ростовщичество и предостерёг нас от него. Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (2:278).

Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:130).

А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул ростовщичество среди величайших грехов. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Опасайтесь семи губительных грехов» — и упомянул среди них ростовщичество [Аль-Бухари; Муслим].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто занимается ростовщичеством, того, кто обращается за помощью к ростовщикам, того, кто записывает его, и того, кто свидетельствует о нём. Он сказал: «Они разделяют грех» [Муслим].

На то, что ростовщичество действительно отвратительно и омерзительно, указывает хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил занимающегося ростовщичеством с тем, кто совершает прелюбодеяние с собственной матерью (да убережёт нас Аллах от подобного!). Может ли быть что-то более отвратительное, чем прелюбодеяние, совершаемое человеком с собственной матерью, которая носила его, рожала и кормила грудью? Вместо почтительного отношения к ней, уважения и благодарности он совершает с ней прелюбодеяние. Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Существует семьдесят три вида ростовщичества, самый лёгкий из них подобен прелюбодеянию, который человек совершает с собственной матерью…» [Аль-Хаким; хадис отвечает условиям аль-Бухари и Муслима]. Бывает ли большая беда, чем эта?..
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что один дирхем лихвы считается в исламе более тяжким преступлением, чем тридцать шесть прелюбодеяний, а прелюбодеяние в исламе запрещено.
Всевышний Аллах упомянул ростовщичество вместе с двумя величайшими преступлениями — придаванием Аллаху сотоварищей и убийством без права. Всевышний сказал:

«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А того, кто поступает так, постигнет наказание» (25:68).

А Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, однажды спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Какой грех является величайшим?» Он ответил:
«Когда ты приравниваешь кого-либо к Аллаху при том, что Он сотворил тебя». Он спросил: «А потом какой, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Когда ты убиваешь собственного ребёнка, опасаясь, что он будет есть вместе с тобой». Он спросил: «А потом какой?» Он сказал: «Когда ты совершаешь прелюбодеяние с женой своего соседа» [Аль-Бухари; Муслим].

Это сказано об одном прелюбодеянии, а какой же грех ляжет на того, кто совершит тридцать шесть прелюбодеяний?!
О мусульмане! Даже если, занимаясь ростовщичеством, человек получит очень много, он всё равно рано или поздно лишится всего, что приобрёл запретным путём:

«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных [или неверующих] грешников» (2:276).

Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:278–279).

Всевышний Аллах не объявляет войну никому, кроме тех, кто занимается ростовщичеством. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Пожирающему лихву будет сказано в Судный день: “Возьми своё оружие и готовься к войне с Аллахом, (и знай), что никто не способен одолеть Аллаха!”».
Положение занимавшегося ростовщичеством в этом мире в Судный день будет поистине ужасным. Он уподобится одержимому, которым Шайтан овладел своим прикосновением:

«Те, которые пожирают лихву, встанут, как встаёт тот, кем Шайтан овладел своим прикосновением. Это потому, что они говорили: “Поистине, торговля подобна ростовщичеству”. Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество. Если кто-нибудь из них после того, как до него дойдёт предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его участь будет решать Аллах. А кто вернётся к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275).

В истории о вознесении Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на небеса говорится, что в ночь своего вознесения он видел людей, животы которых были настолько огромны, что мешали им подняться. Они были на дороге у членов семьи Фараона, которые проходили по ним, топча их ногами, когда их ввергали в Огонь утром и вечером. Таково их наказание в барзахе до самого Судного дня. Он спросил о них Джибриля, и тот сказал: «Это занимавшиеся ростовщичеством» [Аль-Бухари; Муслим].
Вот что ожидает их в мире вечном:

«А мучения в Последней жизни будут ещё более тяжкими и длительными» (20:127).

Что же касается наказания в этом мире, то воинство Аллаха несметно, и Всевышний Аллах насылает на занимающегося ростовщичеством беды и губительные несчастья, которые уничтожают благодать и имущество. Имущества много, доходы огромны, однако благодать уничтожена, и оно не приносит добрых плодов. Каким бы огромным ни было богатство занимающегося ростовщичеством, оно лишено благословения и благодати, и в нём нет блага. Оно губит своего владельца, утомляя и отягощая его в этом мире, но мучения в мире вечном ещё тяжелее — если бы они только знали! Подобное происходит обычно по трём причинам: отказ от расходования этих средств, в том числе и на раздачу милостыни, отказ от выплаты закята и занятие ростовщичеством.
Всевышний Аллах в одном из аятов Корана упомянул ростовщичество вместе с закятом:

«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счёт чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаёте, стремясь к Лику Аллаха» (30:39).

Расточительство, утопание в роскоши и использование имущества, дарованного Всевышним, не по назначению, также уничтожает благодать. Всё это является непременным результатом ростовщичества. Занимающийся ростовщичеством не знает цену деньгам, потому что они достаются ему с лёгкостью, а если бы он прикладывал усилия ради их приобретения, он ценил бы их больше.
О мусульмане! Ростовщичество представляет собой прибавку. Активнее всего им занимались иудеи, чем и заслужили постоянное проклятие до самого Судного дня:

«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали [или часто сбивали людей] с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания» (4:160–161).

Всевышний Аллах запретил ростовщичество, потому что оно ведёт к незаконному присвоению ростовщиком имущества других людей. Ведь он берёт с них сверх причитающегося ему, а они не получают от него взамен никакого полезного труда. Кроме того, ростовщичество наносит вред бедным и нуждающимся, увеличивая их долги в случае неспособности погасить их. Когда среди людей распространяется ростовщичество, они перестают делать добро и помогать друг другу. Человек не может найти того, кто дал бы ему деньги в долг, не требуя потом процентов, а это ещё больше усложняет положение бедного. К тому же, ростовщичество замедляет торговлю, лишает людей заработка, и из-за него останавливаются работы, необходимые для нормальной жизни общества. Ростовщик, получая деньги без каких-либо усилий со своей стороны, не стремится найти другой заработок, потому что человек по природе своей склонен к лени и безделью…
Ростовщичество бывает двух видов. Самый опасный и вредоносный — ростовщичество отсрочки, которое было известно арабам во времена первого невежества. В те времена человек давал другому деньги в долг на определённый срок, и если должник не мог расплатиться в оговорённый срок, заимодавец говорил ему: «Либо плати сейчас, либо я дам тебе отсрочку с условием, что потом ты вернёшь мне большую сумму». То есть — добавь мне денег, и я добавлю тебе время. Должник не мог заплатить, потому что у него не было денег, и получал отсрочку, но с условием, что он должен будет вернуть больше, то есть к долгу прибавлялась оговорённая сумма. Это только осложняло положение несостоятельного должника.
Сегодня этот вид ростовщичества получил широкое распространение. Он запрещён по согласному мнению мусульман, поскольку противоречит указаниям и принципам ислама, побуждающим облегчать положение несостоятельного должника и давать ему отсрочку до тех пор, пока у него не появятся средства. Всевышний сказал:

«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку до тех пор, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (2:280).

Второй вид ростовщичества: ростовщичество добавки. Это когда люди обмениваются однородным товаром сразу же, без отсрочек, однако количества обмениваемого товара неодинаковы. Например, одну меру фиников меняют на две.
‘Убада ибн ас-Самит и Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен ими Аллах, передают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Разрешается обменивать) золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, передавая его в одинаковом количестве из рук в руки. А кто добавляет или просит добавки, тот занимается ростовщичеством. Если же товар разного вида, то продавайте его как хотите при условии, что он будет передаваться из рук в руки» [Аль-Бухари; Муслим].
Мусульманские учёные извлекли из этого хадиса причину запретности ростовщичества, а также сделали вывод о том, что обмен с добавкой запрещён только в определённых видах товара, имеющих общее свойство. Справедливость ислама предполагает, что подобный обмен должен быть запрещён, если речь идёт о двух видах товара. Это съестное, отмеряемое мерой или взвешиваемое на весах — финики, пшеница, мясо и другие продукты питания. А второй вид — всё, что является ценой вещей, в частности золото и серебро, вместо которых сегодня используются бумажные купюры: покупая и продавая что-либо, люди передают друг другу эти купюры.
Ростовщичество добавки связано с этими двумя видами. Например, финики меняют на финики в разных количествах или золото меняют на золото, также в разных количествах.
Ростовщичество отсрочки также связано с ними. Например, ячмень обменивают на ячмень, серебро на серебро, или золото на серебро, только один из обменивающихся передаёт товар другому сразу же, а второй откладывает передачу своего товара на будущее.
Бывает также, что с одним и тем же товаром связано и ростовщичество отсрочки, и ростовщичество добавки. Например, золото обменивают на золото в разных количествах и с отсрочкой.
О рабы Аллаха! Ещё одно проявление ростовщичества — особый вид продажи (‘ина). Человек продаёт другому товар в рассрочку, и тут же покупает у него этот товар по цене, которая меньше той, по которой он продал его ему. Подтверждением запретности этого вида продажи служит хадис:
«Когда люди начнут скупиться на динары и дирхемы и продавать путём ‘ина , и начнут ходить за хвостами коров, оставив борьбу на пути Аллаха, Всевышний Аллах нашлёт на них беды и не избавит их до тех пор, пока они не вернутся к своей религии» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Деньги можно обменивать на деньги только если они одного вида и в одинаковом количестве, и при условии, что обмен происходит сразу же.
Ещё одна разновидность ростовщичества, получившая широкое распространение в наши дни — процентные ссуды. Человек берёт ссуду в банке или у другого человека, с условием, что спустя какое-то время он вернёт ему большую сумму.
Ещё одно проявление ростовщичества: процентные вклады. Человек кладёт деньги в банк на определённый срок, и банк пользуется этими деньгами до истечения срока, выплачивая их владельцу проценты — пять, десять и так далее, каждый месяц или каждый год.
Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Курани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress