Сделай свое намерение хорошим ради Лика Аллаха
Я принялся изучать коммуникативные навыки некоторых людей. Я жил с ними годы… И я не помню, что бы когда-то я видел их улыбку или даже вежливость, проявляющуюся в смехе над шуткой или в поддержании разговора. Я думал, что так они выросли и не могут жить иначе.
Затем я был застигнут врасплох, когда увидел их в определенных местах, с некоторыми людьми – особенно с богачами и влиятельными людьми – как же хорошо они смеялись и вежливо и учтиво себя вели!
Я осознал, что всё это они делали только ради личной выгоды. Из-за этого от них ускользала великая награда.
Ведь, воистину, верующий человек поклоняется Всевышнему Аллаху своим ахлякъом (нравом) и тем, к̀ак он относится к людям – ко всем людям: не ради чина или денег, не ради того, чтобы люди его восхваляли, не ради того, чтобы женить сына или взять в долг денег – нет. Только для того, чтобы его любил Аллах и его самого сделал бы любимым для Своих созданий. Да… Кто решит, что благой нрав – это иб̀ада (поклонение), тот будет обращаться с людьми при помощи самых прекрасных приемов – с богатым и бедным, с директором и с уборщиком…
Что будет, если однажды ты будешь проходить мимо бедного работника, который метет улицу, когда он протянет к тебе руку, чтобы ты ее пожал? Что будет, если в другой день ты войдешь к важному чиновнику, и он протянет свою руку?
Равны ли они? Равны ли они в твоем радушии и внимательности к ним, в твоей улыбке и приветливости? Я не знаю.
Что касается посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, то оба этих человека для него были равны в проявлении его радушия, сердечности и снисхождения.
Откуда ты знаешь, может быть, тот, кого ты презираешь и с кем надменно обращаешься, перед Аллахом лучше, чем земля и все, что на ней, в отличие от другого, кому ты оказываешь почет и крайнее уважение.
Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
إن من أحبكم إلي وأقربكم مني مجلسا يوم القيامة أحاسنكم أخلاقا
«Воистину, любимей и ближе ко мне в Судный день будут те из вас, у кого лучше нрав».[1]
Он сказал Аль-Ашаджжу бин Абдикъайсу:
إن فيك لخصلتين يحبهما الله ورسوله
«Воистину, в тебе есть два качества, которые любит Аллах и Его посланник».
Что это за качества? Выстаивание ночи? Держание уразы днем?
Аль-Ашаджж رضي الله عنه обрадовался и спросил: «Что это за качества, о посланник Аллаха?»
Пророк عليه الصلاة والسلام ответил:
الحلم والأناة
«Доброта и выдержка[2]».
Пророка صلى الله عليه وسلم спросили о благочестии, и он ответил:
البر حسن الخلق
«Благочестие – это благонравие[3]».
Его спросили о вещах, которые более других помогут человеку зайти в рай, и он ответил:
تقوى الله وحسن الخلق
«Богобоязненность и благонравие[4]».
Пророк صلى الله عليه وسلم также сказал:
أكمل المؤمنين إيمانا أحاسنهم أخلاقا، الذين يألفون ويؤلفون، ولا خير فيمن لا يألف ولا يؤلف
«Наиболее совершенной верой среди верующих обладают самые благонравные из них, которые любят и пользуются любовью других людей, и нет блага в том, кто не любит других и сам не пользуется их любовью[5]».
Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
ما من شيء أثقل في الميزان من حسن الخلق
«На Весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия[6]».
Пророк صلى الله عليه وسلم также сказал:
إن الرجل ليبلغ بحسن خلقه درجة قائم الليل وصائم النهار
«Воистину, своим благонравием человек достигнет степени того, кто выстаивает ночи в намазе, а днем держит уразу[7]».
Тот, чей нрав хорош, преуспел в обоих мирах.
Если хочешь, посмотри на Умм С̀аляму رضي الله عنها. Она сидела с посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم и вдруг вспомнила об ахирате и о том, чт̀о Аллах подготовил в нем для Своих рабов.
Она сказала: «О посланник Аллаха! Если у женщины было два мужа в этой дунье, она умерла, умерли и они, и все они вошли в рай – то с каким мужем она будет в раю?»
Что он ответил? С тем, кто больше выстаивал намазы? С тем, кто больше всего постился? С самым знающим из них? Нет… Он сказал ей:
لأحسنهما خلقا
«С тем, у кого лучший нрав».
Умм С̀аляма удивилась… Когда пророк صلى الله عليه وسلم увидел ее изумление, то сказал:
يا أم سلمة… ذهب حسن الخلق بخيري الدنيا والآخرة
«О Умм С̀аляма! Благонравие – лучшее, что есть в дунье и ахирате».
Да. Благо дуньи и ахирата. Что касается блага в дунье, то это та любовь, которая находилась в сердцах созданий к нему.
Что касается блага ахирата, то это тот великий аджр, который он получал за него. Сколько бы благих дел ни совершал человек, они могут портиться, если у него скверный нрав.
Пророку صلى الله عليه وسلم рассказали об одной женщине. Ему сказали, что она совершает намаз, держит уразу, раздает садакъу и делает другие благие дела. Однако вместе с этим она причиняет соседям страдания своим языком, т.е. у нее плохой нрав. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
هي في النار
«Она – в огне».
Пророк صلى الله عليه وسلم был наилучшим примером во всех похвальных нравственных качествах. Он был самым щедрым из людей… самым смелым и отважным, самым выдержанным и мягким. Он был более стыдлив, чем девственница в своей комнате. Он был верным и правдивым – и кафиры свидетельствовали об этом еще раньше верующих, а грешники – раньше праведников.
Хадиджа رضي الله عنها сказала после ниспослания ему откровения, увидев, как изменилось его состояние: «Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором». (Почему?)
«Воистину, ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабому и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы! Ты правдив в разговоре и выполняешь аманаты».
Аллах также восхвалил его так, что мы будем читать об этом вплоть до Судного дня. Аллах сказал:
وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
«Воистину, твой нрав превосходен» (сура «аль-Къ̀алям», 4).
Нравом пророка صلى الله عليه وسلم был Коран. Да, его нравом был Коран. Когда он читал:
وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (сура «аль-Б̀акъара», 195), он творил добро.
Да – он творил добро взрослым и детям, богатым и бедным, знатным и незнатным, большим и маленьким. Когда он слышал слова Аллаха:
فَاعْفُواْ وَاصْفَحُواْ
«Простите их и будьте великодушны» (сура «аль-Бакъара», 109), он прощал и был великодушным.
Когда он читал:
وَقُولُواْ لِلنَّاسِ حُسْناً
«Говорите людям прекрасное» (сура «аль-Бакъара», 83), он произносил самые прекрасные речи.
И пророк صلى الله عليه وسلم является нашим примером для подражания, а его методология – нашей методологией…
Посмотри на его жизнь: к̀ак он общался с людьми. Как он исправлял их ошибки, терпел от них неприятности… Как он уставал ради того, чтобы они обрели покой, трудился, чтобы донести свой призыв…
В один день ты видишь, как он спешит по делу бедняка. В другой день он выносит решение между препирающимися между собой верующими. В третий день он призывает кафиров… И так до тех пор, пока он не постарел, пока не ослабели его кости… Аиша описывала его положение и сказала: «Б̀ольшая часть намазов пророка صلى الله عليه وسلم после того, как он постарел, была в сидячем положении». Почему???
После того, как люди сломили его. Да. Люди сломили его.
Если души велики, тела устают, выполняя их желания.
Внимание пророка صلى الله عليه وسلم к благому нраву достигло такой степени, что когда он делал дуа Аллаху, он говорил:
اللهم كما أحسنت خلقي، فأحسن خلقي
«О Аллах, так же, как Ты сделал прекрасным мое телосложение, сделай прекрасным мой нрав[8]».
Он также говорил:
اللهم اهدني لأحسن الأخلاق لا يهدي لأحسنها إلا أنت، واصرف عني سيئها لا يصرف عني سيئها إلا أنت
«О Аллах, направь меня к наилучшему нраву – не направит к нему никто, кроме Тебя. И отклони от меня дурной нрав – не отклонит от меня дурной нрав никто, кроме Тебя[9]».
Мы нуждаемся в том, чтобы следовать за пророком صلى الله عليه وسلم в его нраве, — для того, чтобы заполучить сердца мусульман и вести им даъват, и проявлять благонравие с кафирами, чтобы они узнали истину ислама.
Указание: сделай свое намерение хорошим, чтобы твои приемы обращения с людьми стали поклонением, при помощью которого ты приближаешься к Аллаху.
Переведено www.al-iman.ru
[1] Хадис привел ат-Тирмизи, сахих.
[2] Хадис привели Ахмад и Муслим.
[3] Хадис привел Муслим.
[4] Хадис привел ат-Тирмизи, сахих.
[5] Хадис привел ат-Тирмизи, сахих.
[6] Хадис привел Абу Дауд, сахих.
[7] Хадис привел ат-Тирмизи, сахих.
[8] Хадис привел Ахмад, сахих.
[9] Хадис привел Муслим.