Мусульманские праздники
День разговения = Ураза-байрам = ‘Ид аль-фитр
1 шавваля
Предписано совместное празднование, гости, веселье. Каноническая продолжительность праздника — три дня: от магриба последнего дня рамадана до магриба третьего дня шавваля. В первый день праздника поститься запрещено (харам).
В текущем году первый день праздника — 1 шавваля 1431 г. х. = 9 сентября 2010 г.
День жертвоприношения = Курбан-байрам = ‘Ид аль-адха
10 зу-ль-хиджжа
Предписано принесение жертвы в память об испытании Ибрахима (мир ему); совместное празднование, гости, веселье. Каноническая продолжительность праздника — четыре дня: от магриба 9-го дня до магриба 13-го дня. Все дни праздника поститься запрещено (харам). Приносить жертву разрешается от фаджра 10 зу-ль-хиджжа до ‘асра 13 зу-ль-хиджжа.
В текущем году первый день праздника — 10 зу-ль-хиджжа 1431 г. х. = 16 ноября 2010 г.
Обрядовые дни и ночи
месяц рамадан
1–29(30) рамадана
Предписан пост (фард). Каноническая продолжительность поста — месяц (29 или 30 дней).
В текущем году рамадан — 29 дней: 11 августа 2010 г. (первый таравих — после молитвы ‘иша 10 августа) — 8 сентября 2010 г.
Ночь предопределения и могущества (лейлят-уль-кадр)
27 рамадана
Приходится на одну из нечётных ночей последней декады рамадана, и точное знание о её наступлении не дано нам, однако коллективные обряды поклонения совершаются обычно 27 рамадана.
Предписано ночное поклонение (сунна муаккада).
В текущем году ночь 27 рамадана 1431 г. х. — ночь с 5 на 6 сентября 2010 г.
начало шавваля
шесть дней месяца шавваль
Поклонение в эти дни имеет особую ценность. Пост в течение шести дней (не обязательно подряд) в месяце шавваль приравнивается к посту в течение года.
В текущем году первые шесть дней шавваля — 9–14 сентября 2010 г.
начало зу-ль-хиджжа
первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа
Поклонение в эти дни имеет особую ценность.
В текущем году первые десять дней зу-ль-хиджжа — 7–16 ноября 2010 г.
начало хаджа
7 зу-ль-хиджжа
Паломники, совершающие хадж, начинают в этот день предписанные обряды поклонения (фард).
В текущем году 7 зу-ль-хиджжа 1431 г. х. = 13 ноября 2010 г.
День ‘Арафа
9 зу-ль-хиджжа
Мусульманам, не совершающим в этом году хадж, предписан пост (сунна муаккада).
В текущем году 9 зу-ль-хиджжа 1431 г. х. = 15 ноября 2010 г.
День ‘Ашура
10 мухаррама
Предписан пост (сунна муаккада). Желательно (мустахабб) поститься также и предшествующий день 9 мухаррама.
В текущем году 10 мухаррама 1431 г. х. = 16 декабря 2010 г.; 9 мухаррама = 15 декабря 2010 г.
Памятные дни и ночи
рождение Пророка (мавлид ан-наби)
12 рабби‘-аль-авваля
Канонических предписаний нет. Традиционно в течение всего месяца раби‘-аль-авваль, в том числе и 12-го, собираются маджлисы. Чтение Корана на маджлисах, вознесение ду‘а, благочестивые беседы одобряются (мустахабб); трапеза не осуждается (мубах). Вменять в обязанность то, что не предписано Шари‘атом — запрещено (харам).
В текущем году 12 раби‘-аль-авваля 1431 г. х. — с магриба 25 февраля до магриба 26 февраля 2010 г.
женитьба родителей Пророка (рагаиб)
первая пятница месяца раджаб
Канонических предписаний нет. Традиционно считается, что поклонение в ночь на первую пятницу раджаба имеет особую ценность, а возносимые в эту ночь ду‘а принимаются. Совершение дополнительных намазов, вознесение ду‘а одобряется (мустахабб). Вменять в обязанность то, что не предписано Шари‘атом — запрещено (харам).
В текущем году ночь на первую пятницу месяца раджаб — ночь 6 раджаба = ночь с 17 на 18 июня 2010 г.
Ночь вознесения Пророка (лейлят-уль-ми‘радж)
27 раджаба
Канонических предписаний нет. Традиционно считается, что поклонение в Ночь вознесения имеет особую ценность, а сама Ночь — прекрасный повод вспомнить чудесную историю ночного путешествия (исра) и вознесения Пророка на небеса (ми‘радж). Чтение Корана, совершение дополнительных намазов, вознесение ду‘а, распространение знаний одобряется (мустахабб). Вменять в обязанность то, что не предписано Шари‘атом — запрещено (харам).
В текущем году ночь 27 раджаба = ночь с 8 на 9 июля 2010 г.
Ночь очищения (лейлят-уль-бараат)
15 шаабана
Канонических предписаний нет. Традиционно считается, что поклонение в Ночь очищения имеет особую ценность, а перед магрибом, открывающим сутки 15 шаабана, и после него нужно совершить целый ритуал, включающий вознесение определённых ду‘а, чтение определённых сур Корана, совершение дополнительного намаза. Чтение Корана, совершение дополнительных намазов, вознесение ду‘а одобряется (мустахабб). Вменять в обязанность то, что не предписано Шари‘атом — запрещено (харам).
В текущем году ночь 15 шаабана = ночь с 26 на 27 июля 2010 г.
новый год по хиджре
1 мухаррама
Канонических предписаний нет. Традиционно считается, что именно в новый год следует платить закят. Наступление нового лунного года — действительно удобный повод выполнить требование одного из столпов ислама. Однако выплата закята предписана (фард) мусульманам при определённых условиях, одно из которых состоит в том, что закятооблагаемое имущество принадлежит человеку безусловно и окончательно в течение лунного года. Если полный лунный год владения имуществом истёк ранее 1 мухаррама, не стоит ждать этой даты, лучше выплатить закят сразу. Если на 1 мухаррама срок владения закятооблагаемым имуществом не достиг полного лунного года, платить закят не нужно. Вменять в обязанность то, что не предписано Шари‘атом — запрещено (харам).
В текущем году 1 мухаррама = 7 декабря 2010 г.
Мусульманский календарь @ Fajr | Наука и религия
Мусульманский календарь @ Исламский словарь
Не понятно выражение «Традиционно считается». Кем считается и когда началось считатся
Комментарий by ELF — 01/01/2010 @ 16:04
Это риторический вопрос? Или действительно интересуетесь?
Комментарий by Аслам Эжаев — 01/01/2010 @ 20:12
«Вменять в обязанность то, что не предписано Шари‘атом — запрещено (харам)». А вводить в традиции то, на что нет довода в Сунне, разве не является нововведением? Ведь празднование григорианского Нового года для многих людей тоже является доброй, хорошей традицией
Комментарий by ELF — 02/01/2010 @ 00:07
Для меня фраза «Канонических предписаний нет» означает, что на это нет довода, и меня это не касается. Здесь нет оценок, только констатация факта. Традиция на данной территории какое-то время назад появилась, но она является нововведением. И так было всем всё понятно. Разве нет?
Комментарий by Аслам Эжаев — 02/01/2010 @ 14:37
Может быть это мое субъективное ощушение, но из текста статьи не складывается впечатление осуждения подобных «традиций», а наоборот говорится о достоинствах совершения доп. намазов, вознесение ду‘а, приуроченных к определенным датам. Насчет запрета вменения в обязанность того, что не предписано Шари‘атом, так это любые доп. поклонения нельзя вменить в обязанность.
Комментарий by ELF — 03/01/2010 @ 01:41
Ассаламу алейкум.
Брат Асламбек, не стоит отвечать на замечания ко всем авторам, в данном случае критика не в ваш адрес.
Комментарий by Salama — 04/01/2010 @ 01:10